Marchmont network: новости бизнеса | конференции | консалтинг
Marchmont blog Eng | Рус

понедельник, 14 февраля 2011 г.

«От Москвы до самых до окраин…»

Мне кажется, что в сегодняшней России нарастает критическая масса различных катализаторов, вызывающих к жизни новые проекты, стимулирующие инноватику.

Многие из них имеют четко обозначенный вектор распространения: из Москвы в регионы. Достаточно вспомнить проекты GreenField, StartUp Point, Start in Garage, другие. Появляется множество новых людей – я бы сказал, новых типажей, – которые чувствуют, что в России все же есть возможность для создания новой инновационной экономики. Они активно покидают насиженные столичные офисы и едут на периферию для участия в региональных конференциях, съездах сторонников инноваций, мероприятиях типа i-Camp, Селигера и прочих, призванных помочь молодым предпринимателям встретиться.

Молодежь, общающаяся через новые средства вроде Facebook, LinkedIn и иные социальные сети, начинает «кучковаться» в группы, и это вы можете отследить по всему миру. Люди начинают поддерживать друг друга. И это уже говорит о начале новой, важной стадии. Когда все предприниматели видят друг в друге конкурентов, они друг другу не помогают. Но теперь молодые бизнесмены начинают понимать, что они делают одно большое дело и нуждаются во взаимной поддержке, обмене опытом и связями. Вот отсюда и нарастает критическая масса.

Почему такие места как «Кремниевая долина» в США стали успешными инновационными кластерами? Благодаря скорости и легкости перемещения людей из одной компании в другую. Нигде никто долго не задерживался, и на каждом этапе перемещения люди обрастали собственными персональными контактами, «группами по интересам». На основе этого растет инновационный кластер.

История российской рыночной экономики – это история «большого взрыва» приватизации начала 90-х. Кто были приватизаторы? «Красные директора», чиновники – те, кто никакого опыта рыночных отношений просто не мог иметь.

Поэтому нетрудно понять, что все, что произошло в стране за последние двадцать лет, вполне логично. Не было никаких бизнес-ангелов, никаких «умных денег» на венчур – все начиналось с нуля. В ограниченное число частных рук переходили крупнейшие корпорации.

Но сегодняшние жители России, кому от 20-ти до 30-ти, мыслят уже совершенно иными категориями. У них за плечами двадцать лет иного воспитания, иного образования, у многих родители сами предприниматели в первом поколении, поработавшие в мире, где другие подходы, и воспринимающие жизнь совсем иначе, чем предыдущие поколения.

И вот эти самые молодые люди – вслед за своими сверстниками в Египте, на Филиппинах, в Америке, на Ближнем Востоке или в Таиланде – организуются в их собственные независимые социальные сети. Это уже происходит в России. И я вижу, что многие из лидеров этого объединительного движения – москвичи, уезжающие в «глубинку».

Для меня это очень важно. Эти ребята убедились в полезности такого объединения в Москве и теперь понимают, что им самим выгодно искать в регионах новых партнеров, новые альянсы, новых своих представителей, что поможет им расширить бизнес и опыт. Эти новые лидеры нового поколения все активнее несут в регионы свои бренды и свои продукты.

Евгений Савин с его UNOVA Media, Елена Масолова с AdVenture, Ренат Гарипов с GreenField; лидеры StartUp Point, конкурса «БИТ», пр. – этот список растет день ото дня. Можно вспомнить и программу «У.М.Н.И.К» Фонда Бортника, и иные программы. Эти инициативы, частично созданные изначально государством, «просачиваются» на новые, глубинные уровни предпринимательского общества.

Это значимый этап. Мне кажется, что в ближайшие пять лет мы станем свидетелями массовой миграции молодых инноваторов и предпринимателей по регионам. Транспорт развивается: люди сегодня могут ездить из Москвы в Петербург и Нижний Новгород на скоростных поездах, стало гораздо легче просто сесть на самолет и прилететь в Самару или в новый красивый аэропорт Екатеринбурга. Развивается и инфраструктура: все больше появляется недорогих гостиниц. И по мере совершенствования системы люди с большей готовностью везут свои бизнес-идеи в регионы.

«Марчмонт» уже пять лет старается всячески этому способствовать. Мы поддерживаем все вышеперечисленные программы, потому что хотим увидеть, как нарастает критическая масса таких людей, развивающих собственный бизнес. Мы понимаем, какую роль это сыграет в развитии российского сектора информационных технологий. И не только его, кстати.

Мы твердо верим в огромный потенциал российских нано- и биотехнологий, энергосбережения, индустрии автокомпонентов. Мы видим огромный потенциал в российской науке.

ИТ – очень важная отрасль, двигающая сегодняшний мир. Войти в этот бизнес не так накладно, инвестиционные горизонты не столь длинны и реализация легче, чем, скажем, в проекте разработки металлов нового поколения, где на одно тестирующее оборудование могут уйти миллионы долларов. Или в проекте создания новых лекарств, что по карману только крупным международных фармацевтическим структурам, способным инвестировать в клинические испытания. Все эти масштабные, продвинутые технологии не под силу молодым российским предпринимателям и инноваторам, поэтому вполне естественно, что они выбирают себе более доступный ИТ-сектор.

Все это совершенно логично и понятно. Но я верю и в то, что Россия сможет заняться и новыми лекарствами, и металлами нового поколения, и альтернативными источниками энергии, науками, улучшающими и продлевающими жизнь. Я думаю, что по мере укоренения предпринимателей-москвичей в регионах они станут все активнее помогать своим друзьям в лабораториях, университетах и исследовательских центрах в выходе на более продвинутые, нежели ИТ, сферы прикладной науки.

И «Марчмонт» хочет позиционировать себя как часть процесса содействия этому росту интереса к новым технологиям в регионах России.

Итак, есть ли у меня оптимизм относительно развития российской «глубинки»?

Однозначно.

Верю ли я в лидерские позиции России в инновационной сфере?

Без сомнения.

Вижу ли я возможности для увеличения через эти процессы национального богатства и реального улучшения жизненного уровня россиян?

Конечно.

Мне хочется видеть, как родители с гордостью говорят о своих детях, ставших предпринимателями и инноваторами. Одна моя хорошая знакомая в Москве рассказывала недавно, что для нее очень важно, что у ее друзей дети создают что-то новое, реальное, что может улучшить жизнь в России. Не просто экспортируют «топовые» технологии в Америку или другие страны, а обновляют жизнь и улучшают ее условия здесь.

Мне хочется надеяться, что именно этот новый тренд «от Москвы до самых до окраин» поможет улучшить эффективность экономики, провести реальную модернизацию, улучшить жизнь населения через расширение ассортимента продукции. Последнее возможно при улучшении инфраструктуры хранения, транспортировки, пр. Это все инновации, которые россияне могут воплотить здесь, создав компании для разработки и предоставления инновационных услуг. Я думаю, что процесс начинается в Москве, а в регионах он расширится и ускорится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий