Сборная России по биатлону неудачно выступила на всех ключевых соревнованиях сезона. Вряд ли эта новость имела бы отношение к экономике, если бы во главе Союза биатлонистов не стоял предприниматель, да еще какой – Михаил Прохоров.
В этой связи приходится читать растерянные ремарки поклонников рыночной экономики и зимних видов спорта: а как же эффективный менеджмент, который должен быть характерным для любого частного предприятия?
Думается, это одно из наиболее распространенных иллюзий, присущих российскому обществу переходного периода. На самом деле в частных компаниях работают ничуть не более эффективные менеджеры, чем в государственных корпорациях и даже чем в былые времена социализма на государственных предприятиях в СССР (с точностью до уровня знаний, присущих современной эпохе). На самом деле преимуществом современной рыночной экономики являются не абстрактные «эффективные менеджеры», а конкуренция, которая и позволяет выделить людей с задатками эффективных менеджеров и помочь им проявить свой потенциал. Вне конкуренции любая система управления – в частной ли, в государственной ли компании – обречена на деградацию.
Так что есть надежда, что именно через конкуренцию с биатлонными федерациями Норвегии, Германии, Швеции и других ведущих в этом виде спорта стран качество управления в СБР будет улучшаться и способствовать ежегодному росту «медального урожая».
Кстати, есть еще один оригинальный рецепт. М. Прохорова, несомненно, привлекли в биатлон в том числе и для того, чтобы он выделял деньги на развитие этого вида спорта. А что если сделать наоборот: организовать дело таким образом, чтобы Прохоров не давал деньги, а, напротив, забирал бы себе часть доходов СБР?
Возможно, тогда результаты быстрее станут лучше из-за того, что биатлон будет восприниматься как бизнес-проект, на котором можно зарабатывать.
Впрочем, и в реальном бизнесе чрезмерные инвестиции бывают вредны. Важнее правильная среда: и конкурентная, и творческая одновременно.
А тем временем мы можем порадоваться, причем вполне искренне, за развитие проекта «ё-мобиля». Несмотря на его экстравагантность, в его бизнес-ориентированности и необходимости «выгрызания» своей ниши на автомобильном рынке никто не сомневается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий