Marchmont network: новости бизнеса | конференции | консалтинг
Marchmont blog Eng | Рус

среда, 9 марта 2011 г.

Хорош был лозунг, да помер рано…

На днях исполнилось 80 лет Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Политик, в глазах всего мира ассоциирующийся с концом «холодной войны», своим соотечественникам более всего запомнился по слову «перестройка».

Не все, однако, помнят, что до перестройки был у Горбачева другой лозунг – «ускорение», или «ускорение социально-экономического развития страны». Неплохой лозунг, вполне перекликающийся (особенно с учетом «разницы во времени») с сегодняшней «модернизацией». Прожило, однако, ускорение совсем недолго: буквально через год это слово перестали упоминать. А жаль. Ведь лозунги – это очень важно, это то, что задает вектор действия элит по решению задач общегосударственного масштаба, и то, что не в лозунгах, а, например, в программах уже не сформулируешь – слишком длинно, чтобы быть доходчивым.

Такова, увы, судьба большинства общегосударственных лозунгов в России: они долго не живут. А помните, в начале этого века был лозунг «удвоения», точнее, удвоения ВВП? Ведь замечательный лозунг, особенно если учесть, что, по прогнозам, демографическая ситуация в России не предвещала рост населения. Таким образом, он означал и удвоение ВВП на душу населения, что по-простому можно было переложить как цель сделать среднего россиянина в два раза богаче.

И этот лозунг быстро забылся. Еще до забвения было много насмешек и рассуждений о его нереалистичности. А ведь было бы полезнее вместо обвинений в нереалистичности в текущей ситуации подумать о том, что следовало бы переменить в законодательстве, правоприменительной практике и прочая, чтобы он стал реалистичным. И была бы тогда всем от этого великая польза.

Увы, нечто подобное наблюдается и в жизни многих российских компаний. Люди записывают себе в качестве стратегического видения зовущий лозунг и забывают про него назавтра. Не потому ли так мало пока в России великих компаний…

Комментариев нет:

Отправить комментарий