Профессор Фияксель продолжает размышлять о том, какой он видит инновационную экономику и какова роль в ней исследовательских университетов.
Вузы пошли на «Фабрику»
В Хельсинки меня потрясла простая вещь. Чтобы создать эффективный инновационный кластер, там взяли и объединили в один три университета, которые, казалось бы, далеки друг от друга: Хельсинкскую школу экономики (Helsinki School of Economics), Хельсинкский технический университет (Helsinki University of Technology) и Хельсинкский университет искусств и дизайна (University of Art and Design Helsinki). И ради чего? А ради создания «Фабрики дизайна» (Design Factory).
Это небольшое здание, 3 тыс. кв. м. При этом в тех трех университетах, которые объединили, учатся более 30 тысяч студентов. Вот на этой фабрике и создали тот самый «суп». Там есть механические и деревообрабатывающие мастерские, там есть дизайнерские студии, там работают экономисты, маркетологи. Продукт создается сразу с исследованием рынка, сразу создается прототип и система продвижения.
Крупные компании взяли там офисы, причем платят колоссальные деньги, на которые и содержится эта «Фабрика дизайна». Что им нужно? Кадры, которых они отбирают на месте, и продукты, создаваемые студентами. Там же проходят занятия студентов. Это среда обитания, студенты там практически живут, есть возможность жить и работать там круглосуточно.
Для создания инновационного кластера пошли на слияние трех вузов, хотя это очень сложно. Это пример того, что делается у наших ближайших соседей.
Четырнадцать + Пятнадцать
И вот отсюда мы выходим на тему национальных исследовательских университетов. Это высшие учебные заведения, одинаково эффективно осуществляющие образовательную и научно-исследовательскую деятельность на основе принципа интеграции науки и образования. НИУ – одна из форм кластера. Таких примеров более чем достаточно, самые известные – Стенфордский университет и Массачусетский технологический институт.
В 2009 г. двенадцать НИУ определены по конкурсу, еще два – не известно по каким критериям, а в 2010 г. определены еще пятнадцать. Все хотят получить деньги. А мне кажется, что нужно довести до уровня НИУ хотя бы эти первые четырнадцать.
Принципиальное отличие этих учреждений в том, что в них образование и наука неотделимы. Образование для науки и наука для образования – только так. В свое время классическим примером являлся МФТИ. В СССР была создана мощнейшая школа физики, которая позволила «и догнать, и перегнать», и до сих пор она работает на многие страны мира.
Каковы задачи НИУ? Главная – создание вокруг себя полноценной инновационной среды, среды трансфера технологий. Это та среда, в которой можно коммерциализовать инновации. Речь идет о МИПах, внедренческих фирмах, spin-off-компаниях, технопарках, фондах поддержки и технологического предпринимательства студентов.
Модель ВШЭ: НИУ как ядро кластера
Высшая школа экономики – единственный из отобранных первых четырнадцати гуманитарный вуз, получивший статус национального исследовательского университета. Это распределенный университет, его площадки расположены в четырех городах, на четырех кампусах: в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Перми.
Исторически так сложилось, что на каждом кампусе есть свои «локомотивы» – направления, которые являются определяющими. В Нижнем это предпринимательство и бизнес-информатика. И именно в Нижнем зародилась и ныне воплощается в жизнь идея создания инновационного кластера с ядром в национальном исследовательском университете.
Модель предполагает возникновение вокруг НИУ целой системы компонентов, взаимно дополняющих и поддерживающих друг друга. Это собственно
структура поддержки: технопарк, инкубатор, центр трансфера технологий, ассоциация бизнес-ангелов, механизм продвижения инновационных проектов (инновационный лифт). Это
система подготовки кадров, представленная вузом и коучинговым центром. Это
система финансовых институтов венчурного, «посевного» капитала и инвестфондов, а также консалтинг. Это
рынки – как удаленные, так и местные – и
поставщики оборудования, материалов и инструментов. И, наконец, это
поддерживающий социальный климат и система улучшения качества жизни, причем здесь спектр понятий широкий: от норм и ценностей, семьи и конкурентов до обеспечения культурного досуга и доступного жилья.
Нижний реализует модель ВШЭ
Что же сегодня есть и что создается из всего перечисленного в модели на нижегородском кампусе ВШЭ?
Создается
поддерживающая инфраструктура – бизнес-инкубатор. На кафедре венчурного менеджмента у нас уже есть свой мини-инкубатор, где работает до 20 проектов. Теперь мы хотим расширить возможности инкубатора, сделать так, чтобы он охватывал не только студентов ВШЭ с их проектами, но и молодежь извне.
Далее:
информационная компонента. Мы регистрируем электронный журнал «Управление инновационными системами». Надеюсь, журнал станет не только тем местом, где можно опубликовать свою работу, чтобы потом защитить на этом диссертацию. В журнале будут публиковаться работы, несущие в себе что-то действительно новое и перспективное.
Исследовательская компонента. Сегодня у нас есть проектно-учебная лаборатория, в перспективе мы хотели бы создать центр предпринимательства, или институт, занимающийся исследованиями в области инновационных систем.
Подготовка кадров. В настоящее время мы работаем над идеей создания факультета, который будет отличаться от других факультетов ВШЭ и прочих вузов: на нем будут только междисциплинарные магистерские программы, и все эти программы будут связаны с инноватикой. У нас есть программа инновационного менеджмента, открыли программу «Маркетинг и продвижение инноваций», в перспективе программа «Технологическое предпринимательство». Факультет будет заниматься подготовкой предпринимательских кадров конкретно для инновационной экономики.
Кроме того, это студенческий клуб «Предприниматель». Он объединяет сегодня 100 действительных членов и 700 – интерактивных, которые хотят в будущем стать предпринимателями. Мы создаем команды, делимся опытом, содействуем в продвижении их проектов, направляем ребят. В Финляндии есть аналогичный клуб, и там 5 тысяч членов – вот она перспектива, куда надо двигаться. Количественные изменения обязательно перейдут в качественные.
Мы практикуем проектный метод обучения. В его основе работа со студентами, объединенными в межфункциональные команды для разработки и реализации инновационных проектов. В данном методе используются активные техники подготовки менеджеров на базе принципа living case, т. е. решения студентами проблем реальных компаний, нуждающихся в помощи в режиме консалтинга. Причем защита решений проходит непосредственно перед топ-менеджерами этих компаний.
Предпринимательская компонента – spin-off-компании. Уже есть одна, которую создают студенты и которой помогают выйти на определенный уровень. А дальше таких компаний будет много, и мы начали серьезную работу по сотрудничеству с другими национальными исследовательскими университетами в создании совместных spin-off-компаний. Мы не технологический вуз, мы готовы сотрудничать с другими и вместе коммерциализовать их разработки.
И, наконец,
финансовая составляющая. Это создание посевного и грантового фондов.
Фокус: предпринимательские центры и грантовые фонды
И вот теперь мы подходим к системе, которую необходимо создавать. Для того чтобы научные исследования, проводимые в НИУ, не остались «инновационным сырьем», а превратились в инновационный продукт, необходимо создание в рамках НИУ центра предпринимательства. Мы вышли с этой концепцией, руководство в Москве одобрило. Мы видим потребность в этом, и многое уже для этого сделано.
Каковы же задачи деятельности такого центра? В первую очередь это предоставление «посевных» инвестиций и объединение бизнес-наставников и инноваторов. Центр должен курировать (совместно с отделом лицензирования НИУ) вопросы интеллектуальной собственности, стимулировать сотрудников к продолжению исследований, предоставлять им консультации по коммерциализации научных разработок. В целом все это должно обеспечить понимание студентами-инноваторами элементов успеха коммерциализации.
А еще нужны фонды. Это не «посевные» фонды, не венчурные фонды. Это фонды грантовой поддержки. Но они принципиально отличаются и от Фонда Бортника, и от всего другого, что есть сейчас в России. Эти фонды призваны не только давать деньги, но и помогать коммерциализовать проекты.
Три ключа к инноватике
Итак, подытожим. Каковы ключевые элементы модели коммерциализации инноваций? Их три.
Нужно создавать предпринимательскую группу и обязательно подключать к ней наставников для целей коммерциализации. Это в Нижнем уже отработано: у нас студенты работают с мастерами, здесь есть ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», и мы считаем, что подключение к каждой такой группе студентов бизнес-ангела или специалиста позволит направить идею в нужное русло, не теряя времени.
Второй элемент – собственно создание «посевных» грантовых фондов, выдающих гранты сотрудникам университета на конкурсной основе.
А третий – обучение предпринимательству студентов и аспирантов. Обязательно! Не коучинг-программы, когда ездят по России и обучают предпринимательству ученых, – это порой бессмыслица! Ученый должен и хочет заниматься наукой. А обучать нужно молодежь – тех, кто в будущем станет инновационным менеджером.
И три этих элемента как раз и создают в НИУ культуру инноватики и предпринимательства.