Marchmont network: новости бизнеса | конференции | консалтинг
Marchmont blog Eng | Рус

вторник, 5 июня 2012 г.

Когда толпа не враг, а друг


Как-то недавно случился у нас в офисе разговор о том, что могли бы сделать российские банки для спасения  потенциально интересных технологических проектов ранних стадий, которым не удалось привлечь инвестиции от бизнес-ангелов. Ведь, в сущности, понятно, что как бы успешно ни развивалось «ангельское» движение в том или ином регионе России, бизнес-ангелов будет всегда меньше, чем инноваторов, ищущих деньги, чтобы не попасть в свою «долину смерти». По правде сказать, я скептик насчет банков в этом контексте. Но ведь есть и нетипичные способы поддержки инноваторов.
        
Лично я не думаю, что в банках в России произойдут столь быстрые перемены, потому что не считаю правила Центробанка РФ способствующими развитию малого бизнеса. Пока эти правила кардинально не изменятся и не подтолкнут банки к диверсификации ресурсов, когда кредитные учреждения конкурировали бы друг с другом за лучших клиентов из сферы малого бизнеса, банки по собственной инициативе никаких телодвижений не предпримут. Движение начнется лишь тогда, когда в фокусе обновленных правил и положений Центрального банка окажется задача стимулирования малого и среднего предпринимательства.

А пока что стоит посмотреть, как с этим обстоят дела в других странах. Для примера возьмем США.

Kickstarter.com. Это американский стартап, от роду ему, по-моему, не более двух лет. Это вебсайт, который задействует механизмы краудсорсинга (crowdsourcing, когда потребители бесплатно или за небольшую цену готовы поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в производстве) и краудфандинга (crowdfunding или crowdfinancing – коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, ради поддержки усилий других людей или организаций) для сбора небольших денежных сумм для малых технологических и IT-проектов ранних стадий. Началось все вообще с того, что музыкантам таким образом помогали собирать средства на выпуск альбомов.

Но вот где-то с месяц с небольшим назад Kickstarter сделал ощутимый рывок. Они запускали проект под названием Pebble Watch, и задача была собрать за две недели 100 тысяч долларов. Однако молодые стартаперы со всех уголков США – а их у нас миллионы – через социальные сети оценили проектную идею, узнали, что за люди стоят за проектом, прочли размещенный на сайте Kickstarter.com бизнес-план и с удивлением поняли, что это потрясающая идея!

И эти самые сто тысяч, которые нужны были основателям компании для создания прототипа и на сбор которых, согласно правилам компании, было отведено две недели, поступили на счет компании… в течение часа.

Эти ребята из Kickstarter решили такое дело отметить, зашли попить пивка в один из нью-йоркских пабов. Когда вернулись, проверили свой сайт и выяснили, что к полуночи набралось уже полмиллиона! За сутки поступил миллион, а за неделю компания получила уже пять миллионов долларов. Все шло к тому, что в итоге наберется почти десять миллионов. Таким образом, вместо создания прототипа и попыток продать идею стратегическому инвестору у компании было достаточно денег, чтобы построить целый завод.

И что же у Kickstarter на выходе?

Компания берет пятипроцентную комиссию. Если бы они собрали сто тысяч долларов, компании бы досталось из них пять тысяч. Но поскольку было собрано почти десять миллионов, комиссия составила примерно 500 тысяч долларов!

Дружественная «ангелам» бизнес-модель

Я говорил и готов повторить: не думаю, что банки хоть как-то готовы в России вести реальную конкуренцию друг с другом за малый бизнес. А Kickstarter – новая бизнес-модель, в которой деньги приходят от «заинтересованной толпы» (по-англ. crowd – толпа). Мне кажется, это тот механизм, который поможет российскому инноватору. А еще мне кажется, что это как раз тот самый механизм, который сможет снизить риски для бизнес-ангелов, потому что я уверен, что «ангелы» будут нацеливаться на проекты, способные на ранних стадиях финансировать себя за счет краудсорсинга и тем самым показывать, что риски в таких проектах ниже.

Из каждых 20 проектов, анонсируемых на Kickstarter, больше половины «прогорает», денег не собирает. Не исключено, что статистика еще и хуже. Но те, кто все же привлекает таким образом финансирование, доказывают, что их проектные идеи рынку на самом деле нравятся. И это ключевой показатель для бизнес-ангелов: риски снижены.

Я уверен, что это станет фундаментальным фактором увеличения притока бизнес-ангелов на российский рынок, и «ангелы» будут создавать партнерства с организациями типа Kickstarter. Лично я убежден, что этот рынок разовьется стремительно за ближайшие три года.     

1 комментарий:

  1. Очень интересная статья, Кендрик! Надеюсь, Ваши прогнозы для России сбудутся.

    ОтветитьУдалить