Marchmont network: новости бизнеса | конференции | консалтинг
Marchmont blog Eng | Рус

суббота, 5 мая 2012 г.

Хочу увидеть, как создается оборонный альянс «хороших парней»


Российское правительство недавно объявило о своем решении в ближайшие восемь лет выделить на радикальное перевооружение Вооруженных сил более 20 трлн рублей. В Кремле полагают, что стимулирование спроса на новое вооружение и технику ускорит промышленный рост РФ. Не исключено и увеличение экспортных поставок оружия как один из способов достижения экономического роста. Я тут услышал, как коллеги дискутировали на предмет целесообразности такого решения для такой страны, как Россия. Поделюсь некоторыми собственными мыслями на этот счет.    

Мое личное мнение: я не радуюсь, когда какая-либо страна торгует по миру оружием. Я экономист и на все смотрю с позиций бизнеса. Я на этом воспитан.

Однако не стоит забывать и исторический аспект. Ведь наследие Российской Федерации – это членство в СССР, а как некий политический блок Советский Союз был диаметрально противопоставлен – и экономически, и философски – западному образу жизни и мыслей. В последние двадцать лет Россия перестраивается и уже достигла определенного уровня стабильности. Вот в этом году страна вступает в ВТО на правах дружественного международного партнера, живущего на нашей маленькой и такой взаимоувязанной планете.

Страны, дружески торгующие друг с другом, друг против друга войной не ходят – это аксиома. Мы все работаем сообща ради улучшения стандартов жизни в глобальной экономике. Россия с другими государствами не конфликтует.

И при этом России нужно выбирать, какими путями проводить модернизацию. Необходимо делать политический выбор в отношении использования – и уравнивания – исторических вложений, сделанных в экономику страны за многие годы. А экономика эта покоится пока что на двух столпах. Первый – это углеводороды и международная торговля сырьем. Второй – хотите вы этого или нет – это военная мощь.

Поэтому лично я уверен: для России было бы нелогичным отказываться от модернизации этой отрасли. Стране нужно интегрировать свою систему в мировую систему. И в данном контексте приобретение Россией у Франции вертолетоносца класса Mistral – прекрасный пример того, как это можно делать.

Россия – одна из стран-лидеров, и позволить себе оставаться пассивной она не может. В любой ситуации военная мощь – показатель мощи экономической. Любая нация имеет право на оборону своих рубежей от любых угроз. Будучи в дружеских отношениях с большинством стран, Россия, тем не менее, должна оберегать собственные национальные интересы и интересы своих партнеров, и поэтому государство решает реструктурировать свои ВС.

В США государство полагается в решении такой задачи на крупные транснациональные корпорации. Эти корпорации на государственные средства создают, скажем, новый военный самолет, и они же используют технологии, разработанные на эти госсредства, чтобы изготовить и новый коммерческий самолет.

Как правило, даже наиболее продвинутые отрасли экономики, где применяются наиболее продвинутые технологии, на одном только чисто коммерческом интересе не выезжают. И поэтому роль государства в стимулировании модернизации через инвестиции в «оборонку» вполне понятна и приемлема, вот только главной целью должна стать реструктуризация оборонных предприятий, при которой они смогут создавать коммерческие активы параллельно с выполнением оборонного заказа.

Возьмем Boeing: они делают военные самолеты и эти технологии и эти же государственные субсидии используют для разработки новых и весьма конкурентоспособных во всем мире коммерческих лайнеров. Аналогичное можно сказать и о General Electric, и о Siemens, и о многих других.

Повторюсь, это мое глубокое убеждение: оборонную отрасль России необходимо диверсифицировать, чтобы заводы могли при поддержке государства делать военную продукцию и одновременно пользоваться технологическими наработками для повышения своей конкурентоспособности на гражданских рынках. В противном случае для предприятий, многие из которых сегодня на 100% зависимы от оборонного заказа, наступит коллапс – ведь без государственных средств они не смогут модернизировать самих себя и начать выпускать коммерческий продукт.

Итак, для меня выделение «оборонки» в приоритеты диверсификационной стратегии России совершенно логично. Но я бы хотел завершить еще одной мыслью. Я был бы очень, очень рад, если бы увидел формирование мощного альянса между Россией, США и НАТО, увидел сотрудничество в создании новых систем обороны против тех, кого принято называть «плохими парнями» – в том числе и среди стран. General Electric, Siemens, Boeing – они все с готовностью будут взаимодействовать с российскими компаниями в разработке совместных проектов, будучи в рядах «хороших парней» с социально ответственными глобальными бизнес-задачами, направленными на защиту планеты от тех, кто упорно пытается тыкать нас вилкой в бок.  

1 комментарий:

  1. Дорогой, Кендрик! В продолжение Ваших размышлений о торговле оружием хочу предложить Вам сверхкомпактное затачивающее устройство для восстановления режущих кромок от бритвы до топора. Его можно размещать в рукоятке ножа выживания воина-спецназовца. При нашей следующей встрече я надеюсь подарить Вам такую штуку и жду от Вас проявления партнёрского интереса к этой разработке.

    ОтветитьУдалить