Marchmont network: новости бизнеса | конференции | консалтинг
Marchmont blog Eng | Рус

воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Стремишься в мир? Для начала построй себя дома – и совершенствуйся

Всемирный банк опубликовал отчет, согласно которому в структуре российского экспорта высокотехнологичные продукты занимают лишь 6,5% - и это при том, что в Китае и США данный показатель около 30%. Что и говорить, невеселая для России статистика. Но я подумал: а почему в центре внимания экспорт? Не ставим ли мы вагоны впереди паровоза?

Как обычно бывает в типичной сырьевой экономике, российские бизнесмены зачастую мыслят категориями «а сколько я продам за границей». При этом в инновационной экономике первым покупателем инновационных продуктов всегда выступает национальный рынок.

Так исторически складывались все инновационные экономики, включая Японию, страны ЕС, Америку. Именно национальный рынок, покупая инновации, создает экономию от масштаба – эффект снижения средних затрат по мере увеличения объемов производства. Местные компании наращивают обороты, укрепляют позиции на внутренних рынках, увеличивают капитал, накапливают ноу-хау.

Так создается твердая стартовая площадка для экспорта высоких технологий по всему миру. Так действовали японцы: они создали свое автомобилестроение, напичкали его хайтеком и потом начали экспортировать. Аналогично поступали их соседи в Азии.

Таким образом, российская проблема – слишком низкий спрос со стороны перерабатывающих отраслей на инновации и усовершенствованные производственные механизмы. Собственники технологических новшеств полагают, что дома они не смогут достаточно заработать, и априори рассматривают варианты сбыта только за рубежом. Но выход на рынки, скажем, Америки чрезвычайно труден: ведь у этих собственников слишком мала база для производства продукции внутри России, нет экономии от масштаба.

Из ситуации выход один: если российские менеджеры и в первую очередь владельцы крупных предприятий начнут покупать российские технологии и применять их у себя в компаниях. Пройдут годы, внутренний рынок достаточно разрастется, и Россия получит потрясающую основу для экспорта новых идей – уже «отшлифованных» внутри страны.

Своя инноватика забыта

Некоторые винят российскую науку: дескать, в кризисе она, новые идеи поставлять уже не в состоянии. Мне кажется, проблема совсем не в этом, и наши читатели, откликнувшиеся на наш недавний опрос, поддерживают меня в этом. У российской науки потенциал больший, чем где бы то ни было. Проблема в отсутствии возможностей для коммерциализации. Наука в этой стране не может найти местный рынок сбыта.

А реальный корень проблемы в том, что владельцы крупнейших компаний страны не покупают отечественные инновации для модернизации собственных активов. Если они начнут это делать, импульс приобретет весь этот сектор экономики, и вот тогда-то и создастся прекрасная платформа для экспорта не только российского сырья, но и «хайтековых» продуктов. Причем не только оборонного назначения – речь идет об обычных потребительских рынках электроники, фармацевтики, информационных технологий. Все эти мировые рынки несоизмеримо больше по масштабам, чем просто «оборонка», в которой, как правило, сделки заключают не частники, а правительства.

Когда российская промышленность сделает такие рынки приоритетом, возможности для расширения будут безграничны.

НИОКР в загоне

Есть еще одна «заноза» в «пятке» будущей инновационной России.

Если вы посмотрите, например, на американский рынок, там в среднем 3,5% оборота компаний реинвестируется в НИОКР. Если говорить конкретно о фармацевтике и телекоммуникациях, эта цифра достигает 20-30%. Это позволяет компаниям постоянно улучшать эффективность и конкурентоспособность на мировом рынке.

Я видел статистику, согласно которой российские компании тратят на исследования менее полпроцента оборота, и, к сожалению, такая картина по всем отраслям. Для крупных нефтегазовых компаний с госучастием, если я не ошибаюсь, этот показатель вообще 0,17%.

Эти вложения не идут ни в какое сравнение с теми деньгами, что инвестируют в НИОКР мировые лидеры, такие как Exxon, Shell или BP. И России не найти дорожки в инновационное будущее, если ее бизнес не возьмет на себя инициативу по сокращению этого огромного отставания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий