Marchmont network: новости бизнеса | конференции | консалтинг
Marchmont blog Eng | Рус

среда, 25 июля 2012 г.

Горизонтальные миры взаимоперетекающих инноваций


Оценивая потенциал инновационных регионов России, хотел бы отметить некоторые моменты, по которым можно судить, что регионы начинают-таки по-настоящему выявлять собственную идентичность.

К примеру, Нижний Новгород, где мы находимся, разрабатывает свою концепцию инновационного кластера с упором на развитие технопарков, таких как «Саров» и «Анкудиновка», инкубаторов, базы госуниверситета им. Лобачевского и т. д. Вырисовывается уже определенная стратегия.

Хочу особо подчеркнуть успехи на этом поприще Пензенской области. Там выработаны действенные подходы к коммерциализации технологий ранних стадий. Создано, по-моему, два очень солидных технопарка (один уже запущен в работу, другой сдают позже). Кроме того, в Пензенской области открыто около семи бизнес-инкубаторов, они уже функционируют. Я лично убедился в том, что областная администрация ставит развитие инновационного кластера в регионе во главу угла. Исторически у региона была сильная сторона – опыт системной интеграции и доработки разных собранных по стране технологий до уровня готового продукта. И вот теперь в области вырабатывают стратегию, которая учитывает эти сильные стороны и должна содействовать их дальнейшему развитию. В ближайшие три года я ожидаю возникновения в Пензенской области одного из ключевых инновационных кластеров в области системной интеграции и обрабатывающей отрасли.

На мой взгляд, еще один весьма перспективный инновационный кластер формируется сейчас в Калужской области. Особенно, конечно, хочется отметить Обнинск, где создается – и довольно стремительно – фармацевтический и биотехнологический хаб. В регион идут десятки миллионов долларов западных инвестиций от фарма-гигантов, там работают местные компании, такие как «Медбиофарм» и другие, активно продвигающие идею превращения региона в кластер биотехнологий.

Мне кажется, становление этих разноплановых инновационных кластеров – очень позитивный сигнал для современной России. Ведь очевидно же, что нелепо развивать кластеры в разных регионах по единому шаблону. У каждого региона своя история, свой уровень развития образования, свои географические особенности, свой культурный багаж, и неудивительно, что каждый из них должен формировать собственную стратегию и самостоятельно расставлять приоритеты в финансировании инфраструктуры. У одних чрезвычайно развита наука – нужно использовать этот потенциал. У других сложилась мощная обрабатывающая промышленность. Третьи сильны научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками.

Именно поэтому при оценке инновационного потенциала различных регионов я бы опирался на более обширный контекст, а не только на учет количества проектов, которые подпадают под понятие «инновационные». Стоит поинтересоваться, как областное руководство намерено высветить в своей стратегии сильные стороны своего региона, отличные от особенностей регионов-соседей, и как оно выстраивает горизонтальные связи от региона к региону. Ведь при разработке каких-то технологий, скажем, в Нижегородской области можно было бы воспользоваться более богатым опытом в этой сфере, допустим, партнеров из Томского политеха или новосибирского Академгородка.

Мир и вертикален, и горизонтален. А как с Россией?

Если мы рассмотрим систему инновационных кластеров в Соединенных Штатах, то, безусловно, увидим большое количество вертикальных связей между правительственными структурами в Вашингтоне, выделяющими ежегодно до 50 млрд долларов на субсидирование фундаментальных исследований и НИОКР по всей стране (это и министерство обороны, и министерство энергетики, и ведомства, отвечающие за науку), и получателями этих субсидий, главным образом, в лице региональных университетских центров. Но одновременно мы увидим и горизонтальные связи внутри университетского сообщества, желающего сотрудничать. Эта система очень развита в США, в Великобритании, в Японии, во многих странах Евросоюза.

Вертикаль существует в России многие десятилетия. Здесь экономика всегда была заточена на воплощение инициатив, спускаемых сверху. Но вот в последние три года я замечаю, как зарождаются и горизонтальные связи между вузами, расположенными в совершенно разных регионах страны, особенно когда решаются сложные технологические задачи междисциплинарного свойства, где необходим синтез знаний в математике, кибернетике, нано- и информационных технологиях, пр. По мере усложнения проблем, стоящих перед мировой наукой и обществом, российские вузы и команды разработчиков должны активизировать контакты с коллегами в разных уголках страны для взаимодействия и создания конечного продукта. И это, насколько я вижу, уже происходит.

Горизонталь «без галстуков»

Я был недавно на Селигере, проводил для студентов мастер-класс. Меня пригласила Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий России – организация, объединившая по стране 19 технопарков. Опыт восхитительный! Я встречался с руководством многих технопарков и могу засвидетельствовать, насколько высок был уровень диалога между людьми из совершенно не похожих друг на друга регионов, которые прежде никогда по-настоящему и не общались друг с другом вне вертикали. Мы обсуждали общие проблемы преодоления административных, финансовых и иных барьеров на пути подлинного выстраивания механизма коммерциализации технологий.

Лично я с оптимизмом воспринимаю зарождающиеся в России горизонтальные связи между регионами, между отдельными центрами НИОКР, технопарками и инкубаторами в этих регионах и рад тому, что стимулирование по вертикали, в форме бюджетных отношений, сейчас уравновешивается, а значит и усиливается, взаимодействием на уровне научно-исследовательских групп. Это очень добрый сигнал, который говорит мне, что базис инновационной экономики России наконец-то начинает постепенно укореняться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий