Вновь пишу на тему разрыва между идеей и ее воплощением в проекте. Эта пропасть в России преодолима с трудом. Инноваторы генерируют идеи и предпочитают не делиться ими с венчурными менеджерами. России необходимы новые кадры венчурных менеджеров – молодых предпринимателей, одной ногой стоящих в мире науки (например, бакалавры или магистры в определенных отраслях науки), а другой в сфере бизнеса, которым они занимаются уже несколько лет.
Я со многими учеными разговаривал. Долгие годы они живут на субсидиях от министерств, работают в конкретной сфере разработок и имеют слабое представление о том, где их технологии найдут применение. Влияния со стороны бизнеса, готового подсказать, как нужно повернуть исследования, чтобы они обрели рынок, тоже никакого. Знаю много примеров, когда бизнес-ангел, приходящий в проект, видит, что у инноватора ни малейшего представления о том, как коммерциализовать идею.
Вот один из них. Московский НИИ создал механизм проведения анализов крови на предмет наличия конкретных вирусов или заболеваний (посредством сличения крови с нового и изначального заборов). Они рассчитывали предложить разработку компаниям в США, но по причине ее дешевизны там никто не проявил интереса: врачам не хотелось продавать копеечные тесты, когда у них уже были налажены денежные потоки по продаже дорогостоящих тестов на различные заболевания.
И вот как-то появился бизнес-ангел, оценил технологию и спросил: «Если вы можете таким образом анализировать кровь, можете ли вы анализировать другие жидкости?». Они ответили: «Конечно!». Им это в голову прежде не приходило. Тогда он спросил: «А состав шампуня можете анализировать?». Ученым эта мысль показалась дикой – зачем кому-то проверять состав шампуня? Но бизнес-ангел продолжал: «Можно ли с помощью вашего анализа сличать образцы шампуня в новой упаковке с оригинальной формулой данного продукта?». Ему ответили, что да, можно.
Короче говоря, этот бизнес-ангел выяснил, что получен дешевый механизм определения аутентичности хозяйственно-бытовой жидкости вроде шампуня. Любое отклонение от базовой формулы вещества в продукте этим тестом улавливалось. Так увидел свет механизм проверки качества, не имеющий ничего общего с медициной. Сами ученые были шокированы таким применением их идеи, но в результате они заработали деньги, а продажа лицензии на этот продукт принесла дополнительные средства НИИ на продолжение исследований. Все были довольны: бизнес-ангел нашел рынки сбыта и способ лицензировать изобретение, а ученые получили доход.
Это всего лишь один пример того, как бизнес-ангелы могут перекидывать мостик через пропасть между идеей и реальным бизнес-проектом. Власти и бизнес на местах должны научиться реплицировать подобные примеры и выстраивать механизмы выяснения коммерческой применимости любой технологии. Сами ученые могут не понимать этого, не видеть, какими могли бы быть рынки сбыта для их идей. Но у деловых людей подход совершенно иной.
Фундаментальная наука дает нам прорывы вперед в знаниях. Без нее мы не в состоянии развивать такие отрасли, как суперкомпьютеры, искусственный интеллект, биотехнологии, пр. Но проблема в том, что в своей работе ученые движимы собственными инстинктами и методиками сопоставления теории и реальности. Бизнесмены должны быть частью этого процесса, чтобы найти ту часть общих исследований, которая годится для бизнес-проекта.