Михаил Трейвиш, глава агентства мониторинга OmniGrade и член Консультационного совета компании «Марчмонт». С ним можно связаться по адресу tre_mi@omnigrade.com.
Я недавно вернулся из Мадрида, в котором не был три года. Бросилось в глаза явно увеличившееся количество нищих на улицах, да и улицы стали убираться гораздо хуже. В общем, налицо все признаки того, что Испания никак не справится с финансовым кризисом, принесшим ей 17-процентную безработицу и сомнительную принадлежность к сообществу «больных экономик» Европы, не очень политкорректно называемых PIIGS.
Но есть в Испании счастливое исключение, особенно весомое на фоне финансового неблагополучия вокруг. Это банк Santander, совсем недавно ставший крупнейшим банком еврозоны по капитализации – и без государственных вливаний (а, может, как раз благодаря этому), в отличие от многих более именитых европейских коллег. И теперь Santander – не только гордость испанцев, но и их надежда.
Пример «Сантандера» – это доказательство того, что все люди равны. Равны в том смысле, что у каждого из нас есть шанс стать предпринимателем и построить лучший в мире бизнес независимо оттого, есть ли в его стране, его провинции или его деревне соответствующие традиции и соответствующая известность.
Микрофинансирование пришло как вид бизнеса из Бангладеш; крупнейшей телекоммуникационной компанией стала в свое время Nokia из «глухой» до того (в сфере высоких технологий, разумеется) Финляндии; одним из крупнейших в мире (и крупнейшим, например, в Германии) поставщиком антивирусных программ стала Лаборатория Касперского из «сырьевой» России.
И ведь не так сложно стать первым в мире – надо просто быть лучшим. А для того, чтобы быть лучшим, надо быть смелым и осторожным. Смелым – в придумывании новых идей и новых продуктов, осторожным – в выборе партнеров и расходовании ресурсов. И если твоя компания стала первой в мире, то она автоматически будет первой, например, и в Нижнем Тагиле. Вот обратное не всегда верно.
Я, например, тоже предприниматель, управляющий пока небольшим рейтинговым агентством, и я пытаюсь его сделать первым в мире просто за счет того, чтобы сделать его лучшим, чем, к примеру, Standard & Poor’s или Moody’s.
Некоторое время тому назад я встречался с директором одной из российских фабрик мороженного. Его предприятие пытается завоевать европейский рынок – тоже потому, что считает свое мороженное лучшим в Европе (сертификаты соответствующих служб ЕС уже получены). Я могу приводить еще много разных примеров, известных мне, но наверняка еще большее количество примеров мне неизвестно.
Джек Уэлч, легендарный американский бизнесмен и автор множества публикаций, во время своего последнего приезда в Россию говорил о том, что главное, чего не хватает российским предпринимателям, – это смелость. Вот эти примеры и нужны для придания смелости. А осторожности нас и так учит сама жизнь.